Новеллы законодательства и судебной практики: новые правовые риски и обязанности для кредитных организаций
Размещено на сайте 03.02.2016
Эта статья — своего рода дайджест наиболее значимых правовых событий для банков за последний год, объединенных общей темой: как изменяется роль и какие новые функции появляются у кредитных организаций в их взаимоотношениях с клиентами и контрагентами? Какие новеллы законодательства и судебной практики наиболее серьезно повлияли на юридическую практику банков, обозначили новые правовые риски, решили какие-либо правовые проблемы в прошедшем году?
Илья ПОПОВ, АО «ГЛОБЭКСБАНК», начальник юридического управления, к.ю.н.
Приводятся извлечения из статьи.
Полную версию материала читайте в журнале.
Подписаться
Если ранее парадигмой отношений банка и клиента была норма п. 3 ст. 845 ГК РФ, согласно которой банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиентом, то сегодня банк становится активной фигурой, контролирующей финансовые и юридические процессы и события у клиента.
|
Банк постепенно перестает быть коммерческой организацией, осуществляющей банковские операции и иные финансовые услуги для клиентов, и превращается в некоего агента государственной власти, который должен вести сбор информации о клиенте не только от самого клиента, но и из всех доступных источников.
|
Принцип «публичной осведомленности», означающий, что банк сам должен получать информацию об ограничениях и о запретах, действующих в отношении клиента, вначале проявился в Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 36, а затем был закреплен и на законодательном уровне.
|
Кредитные организации не вправе заниматься деятельностью форекс-дилера на основании лицензии на осуществление банковских операций и не могут получить лицензию форекс-дилера. Таким образом, с 1 октября 2015 г. банки были вынуждены прекратить деятельность на рынке форекса.
|