Издания и мероприятия для банковских специалистов:
 
Методический журнал
Юридическая работа в кредитной организации
Описание изданияСвежий номер Архив Приобрести/Подписаться
Выходит один раз в квартал.
Объем 112 с. Формат А4.
Издается с 2005 г.
 
 

На очереди — секьюритизация по российскому праву

Размещено на сайте 26.05.2014
У российского бизнеса появляется благоприятная возможность преобразовывать свои активы, в том числе не вполне ликвидные, в торгуемую, ликвидную форму путем выпуска ценных бумаг. С 1 июля текущего года вступает в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий, в частности, специальный порядок формирования нового правового инструмента — института «специализированного общества» для секьюритизации финансовых активов.
 
И.Е. Смирнов, Издательский дом «Регламент-Медиа», специальный корреспондент в Государственой думе РФ
 
 
Приводятся извлечения из статьи. Полную версию материала читайте в журнале. Подписаться
 
 
Вступление в силу нового закона, без сомнения, позволит расширить возможности эмитентов по привлечению «длинных» денег через секьюритизацию активов. Для оригинаторов сделок появился законодательный акт, на основании которого они смогут секьюритизировать не только ипотечные активы, но и такие как, например, автокредиты, платежи по пластиковым картам и корреспондентским счетам и пр. Ранее рынок уже видел ряд таких сделок, но их структура была достаточно сложной и не всегда понятной инвесторам.
Опасения по поводу того, что закон даст основание для трансформации не вполне ликвидных активов в торгуемые бумаги, не совсем справедливы. Во-первых, на рынке уже существуют ценные бумаги с разным уровнем качества, которые могут быть приобретены инвесторами уже сейчас. Во-вторых, чтобы привлечь инвесторов, бумаги получают рейтинги, в том числе и от международных агентств, которые оценивают как структуру сделки, проводят due diligence оригинатора и процедур, так и пулы секьюритизируемых активов. Рейтинг отражает качество бумаги, которую покупают инвесторы.
Также следует отметить, что в силу того, что сделки секьюритизации носят специфический характер, у инвесторов, как правило, существуют или свои аналитические модели для оценки покупаемой бумаги, или они могут воспользоваться материалами рейтингового агентства. Также существует стандартный механизм защиты структуры сделок — транширование; включения в сделку гаранта или присвоение сделке статуса, например PCS (Prime Collateralised Securities).
До кризиса 2008 г. существенный объем сделок по секьюритизации приходился на трансграничные сделки. В 2005–2008 гг. российские банки и компании секьюритизировали широкий класс активов, включая ипотеку, потребительские кредиты, автокредиты, кредитные карты, лизинговые платежи, факто- ринговые платежи, межбанковские клиентские платежи. Приобретателями бумаг в таких сделках выступали, как правило, зарубежные банки и инвесторы.
После кризиса 2008 г. международный рынок секьюритизации оказался фактически закрытым для российских эмитентов, и на российском рынке была, в основном, секьюритизирована лишь ипотека через выпуск ипотечных облигаций в рамках закона об ипотечных ценных бумагах. Облигации, обеспеченные иными активами, фактически отсутствовали на российском рынке.
Начиная с 2012 г. российские банки искали пути секьюритизации своих кредитных портфелей путем размещения рублевых бумаг на российском рынке. Ряд попыток увенчался успехом.
Так, в ноябре 2013 г. банк ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» успешно реализовал первую секьюритизацию портфеля потребительских кредитов через выпуск рублевых облигаций. Из-за отсутствия на то время закона о секьюритизации, часть структуры была размещена в Нидерландах.
Российский Закон о секьюритизации позволит в будущем упростить и удешевить секьюритизацию неипотечных активов. Однако на законодательном уровне предстоит проделать еще большой объем работы по созданию всей необходимой нормативно-правовой базы, чтобы закон реально заработал.
Новый закон о секьюритизации позволяет трансформировать практически любой неликвидный актив, создающий финансовый поток (кредиты, арендные платежи), в ликвидные облигации. Данный эффект достигается за счет того, что инициатор сделки (кредитор по правам требования) продает права требования, генерирующие денежные потоки, в пользу специализированного общества, которое, в свою очередь, выпускает облигации, обеспеченные залогом указанных прав требования, и расплачивается с инициатором сделки за счет привлеченных средств. Предполагается, что после внесения изменений в нормативную базу указанные облигации можно будет вносить в ломбардный список Банка России.
Как видно, еще одной целью секьюритизации для инициатора сделки является возможность рефинансирования. При этом новый закон позволяет реализовать так называемую «револьверную» структуру сделки, предполагающую систематическую продажу прав требования в поль- зу специализированного общества («special purpose vehicle» или SPV). В результате инициатор сделки получает «длинные» деньги взамен на уступаемые «короткие».
Помимо этого, вышеуказанный закон открывает новые возможности для реализации инфраструктурных проектов, когда финансирование привлекается за счет выпускаемых SPV облигаций, обеспечиваемых залогом генерируемых проектом платежей (например, при строительстве платной автодороги). Тем самым достигается объединение финансового рынка и реального сектора — реальный сектор получает необходи- мое финансирование, а финансовый рынок — надежный инструмент, признаваемый международными рейтинговыми агентствами.
 
 
 
 
Другие проекты ИД «Регламент»