«Потайные карманы» национальной платежной системы
Размещено на сайте 10.02.2014
Выбор того или иного правового режима электронного средства платежа обусловлен субъектной характеристикой пользователя, максимально возможным остатком электронных денежных средств и правовыми последствиями, которые Закон «О национальной платежной системе» связывает с использованием того или иного средства платежа. Также с 1 января 2014 г. закон предоставляет право использовать неперсонифицированное средство платежа, и личность его обладателя остается за пределами правового поля. В результате многие ограничения в части распоряжения денежными средствами лишаются своего юридического смысла.
М.В. Шевчук, ООО «Банк БКФ», ведущий юрисконсульт
Приводятся извлечения из статьи.
Полную версию материала читайте в журнале.
Подписаться
На практике договор об использовании неперсонифицированного электронного средства платежа заключается дистанционно, и мероприятия по установлению личности и проверке дееспособности стороны по договору не проводятся.
|
Любое неперсонифицированное средство платежа может считаться «на предъявителя» (карты, пароля либо иной информации для доступа к распоряжению остатком электронных денежных средств), поскольку клиент в таком случае для законодателя становится безликим.
|
Электронный кошелек является самостоятельным инструментом ведения финансовых операций, и нормы законодательства, регулирующие наличное денежное обращение, банковский счет и банковский вклад, не применяются к отношениям, возникающим в сфере оборота электронных денежных средств.
|
«Выпадение» электронных денежных средств на неперсонифицированном средстве платежа из сферы правового регулирования создает условия для умышленного или неумышленного сокращения имущества обладателя анонимного средства платежа.
|
Конечно, отсутствие сведений о владельце неперсонифицированного средства платежа не создает глобальных проблем для платежной системы и ее участников. Однако анонимные электронные кошельки могут являться средством злоупотреблений в финансовой системе и совершения недобросовестных операций с денежными средствами, что, в конечном счете, может затрагивать имущественные интересы различных категорий граждан. Электронный порядок заключения договора об использовании электронного средства платежа представляется возможным и упрощает деятельность операторов электронных денежных средств. Тем не менее должны использоваться современные средства по определению лица, совершающего сделку, например, электронная цифровая подпись, использование которой предусматривает российское законодательство.
|