Издания и мероприятия для банковских специалистов:
 
Методический журнал
Банковское кредитование
Описание изданияСвежий номер Архив Приобрести/Подписаться
Выходит один раз в два месяца.
Объем 112 с. Формат А4.
Издается с 2005 г.
 
 

Управление рисками ALM при структурировании сделок кредитования юрлиц: примеры и рекомендации

Размещено на сайте 22.12.2020
Из-за права на досрочное погашение кредита и отсутствия значительной платы за досрочный возврат изначально устанавливаемую процентную ставку, несмотря на ее название, нельзя считать фиксированной. Кредиты по плавающим ставкам тоже содержат опасные встроенные опциональности. Кажущаяся при­быльной сделка может привести к убытку. Управлять риском неожиданного падения маржи нужно именно при структурировании сделки, дальше уже поздно. Как управлять этим риском с учетом потребностей заемщика?
 
Андрей КОЗЛАКОВ, член рабочей группы СРО НФА и рабочей группы Комитета по инвестиционным банковским продуктам Ассоциации «Россия»
 
 
Приводятся извлечения из статьи. Полную версию материала читайте в журнале. Подписаться
 
 
Опасность рисков определяется сложностью и объемом встроенных в сделку опциональностей и возможными сценариями изменения процентных ставок. В пылу конкурентной борьбы за заемщиков в России зародилась традиция продавать продукты со скрытыми угрозами — рисками получения убытка.
Правила СРО НФА созданы российским банковским сообществом для раскрытия «коварных» рисков ALM от традиционных встроенных в кредитные соглашения опциональностей и обобщения лучших практик по их управлению.
Если по условиям кредита кроме фиксированной процентной ставки заемщик ничего не платит, то при снижении рыночных ставок банк будет выбирать из двух зол: снизить ставку, чтобы удержать заемщика от рефинансирования, либо размещать средства от досрочного погашения в условиях низких ставок.
Право на досрочное погашение кредита и отсутствие отдельных кредитных плат — это высокий риск. Снижение рыночных ставок, которое не раз может произойти в течение срока кредита, а также нормальность кривой ставок могут привести к тому, что казавшаяся прибыльной сделка окажется убыточной.
Если риск падения маржи заложить в уровень процентной ставки по кредиту, то вероятность более сильного и быстрого последующего снижения ставки по этому кредиту увеличится (и увеличится этот риск).
Стандартные пожелания заемщиков: (1) минимальная ставка без кредитных плат, (2) фиксированная ставка для прогнозирования своих расходов, (3) снижать ставку в течение срока кредита, если снижаются рыночные ставки, (4) досрочно погашать кредит, если это вы- годно, (5) выбирать кредитные средства не единоразово, а по мере необходимости.
Наличие в договоре платы за досрочный возврат (ПДВ) позволяет стабилизировать процентный доход — сохранять процентную ставку по кредиту на изначально зафик­сированном уровне либо договариваться о ее снижении в меньшем размере.
Соглашаясь на значительную ПДВ, заемщик получает от банка скидку к ставке. Это выбор синицы в руках вместо журавля в небе. Высокая ПДВ делает ставку по-настоящему фик­сированной, позволяя обеим сторонам избежать издержек на повторные переговоры.
Для рынка в целом полезно иметь несколько вариантов взимания ПДВ. Каждый обладает своими преимуществами и недостатками, а более комфортная ПДВ для банка позволяет заемщику улучшить другие условия сделки, например получить более низкую ставку.
Плата за досрочный возврат может определяться (1) как фиксированное значение в процентах годовых на остаточный срок, (2) как фиксированное значение в процентах от досрочно возвращаемой суммы, (3) при получении запроса на досрочное погашение или (4) по формуле из договора на основе наблюдаемых рыночных индикаторов (IRS, ОФЗ и др.).
Установление плавающей ставки в кредитном соглашении позволяет: (1) автоматически актуализировать ставку по кредиту при изменении выбранного рыночного индикатора (ключевой ставки, MosPrime, Ruonia, RusFar и др.); (2) фиксировать итоговые платежи сразу или в будущем, заключая сделку IRS на рынке ПФИ; (3) снизить риск уменьшения маржи банка.
Если в условиях кредита отсутствуют кредитные платы и присутствует право банка на изменение ставки в одностороннем порядке, то фиксированная ставка будет изменяться несистемным образом как вниз, так и вверх. Эта псевдофиксированная ставка приводит к значительным рискам и для банка, и для заемщика.
ПФИ не смогут зафиксировать итоговые платежи, захеджировать риски банка и заемщика при псевдофиксированной ставке. Плавающие или действительно фиксированные ставки оставляют за ПФИ все их возможности по управлению рисками, помогая прийти к компромиссной структуре сделки с учетом потребностей сторон.
Опционы кэп и флор рекомендуется заключать классическим для ПФИ способом — по RISDA. Опционы внутри кредита непрозрачны. Досрочное погашение кредита автоматически приведет к прекращению действия встроенных опционов и процентных платежей, поэтому необходимо взимать дополнительные платы.
Кредит с правом заемщика выбирать средства в любую дату (в течение периода доступности средств) по зафиксированной ставке (например, 15%) и с отсутствием кредитных плат является бесплатным опционом. При росте депозитных ставок (например, до 16%) можно заработать на банковских продуктах, а в худшем случае — ничего не заплатить.
Продолжительный период доступности средств — опасная встроенная опциональность. Заложив риски в ставку, банк все равно может получить убытки. Поэтому рекомендуется взимать кредитные платы, сокращать период доступности, применять плавающую ставку или фиксировать ставку в дату фактической выборки.
Регулирование ЦБ и Базельского комитета фокусируется на рисках, заметно проявивших себя в предыдущих кризисах. Нужно анализировать то, что остается за гранью. Тренд на снижение маржи банков по классическим операциям создает дополнительный риск массовых убытков от, казалось бы, несущественных рисков.
Встраивание опционов кэп и флор в кредитное соглашение создает негативные перекре­ст­ные эффекты от досрочного погашения и выборки средств в течение периода доступности средств. Нужно либо выводить эти опциональности за рамки кредитного соглашения, «опрозрачивая» их, либо внедрять дополнительные кредитные платы.
Стандартная ПДВ для синдицированных кредитов не учитывает риск снижения спредов ликвидности. Лучше дополнить ПДВ, чем заложить риск в уровень ставки. Иначе значительное изменение спредов может привести к убыткам.
Ключевая ставка — инструмент денежно-кредитной политики, не создававшаяся как плавающая кредитная ставка. MosPrime после максимумов под 30% годовых и начала мировой реформы по отмене LIBOR уступила пальму первенства ключевой ставке. Готовясь к будущему кризису, нужно учитывать и риски встроенных опциональностей, и изменения спредов между различными ставками.
 
 
 
 
Другие проекты ИД «Регламент»