Что происходит с кредитом, если заемщик умер, а наследников по закону и по завещанию нет?
Размещено на сайте 06.06.2018
Смерть заемщика — физического лица, как правило, не прекращает кредитного обязательства, поскольку по долгам наследодателя отвечают наследники в пределах стоимости наследственной массы. Как быть, если наследников нет либо они «недобросовестно» не вступают в наследство? В статье с учетом судебной практики даны ответы на некоторые наиболее актуальные вопросы, связанные с работой банка по такому кредиту.
Юлия СЕВАСТЬЯНОВА, адвокат, к.ю.н.1
Приводятся извлечения из статьи.
Полную версию материала читайте в журнале.
Подписаться
Если заемщик умер, но ежемесячные платежи по кредиту никто не погашает, то просрочка, а не смерть заемщика, становится основанием для предъявления требований о досрочном исполне- нии кредитного обязательства.
|
Следует знать, что наследство считается принятым не только вследствие подачи заявления нотариусу, но даже тогда, когда такого заявления нет, но наследники совершили действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
|
Если у банка нет сведений о том, что кто-то из наследников вступил в наследство, то банк должен подать иск к наследственному имуществу.
|
Если имущество умершего заемщика является выморочным, то банк вправе предъявить требования о возврате кредита федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному принимать такое имущество в порядке наследования.
|
Отказывая банкам во введении наблюдения или возвращая заявления, суды регулярно ссылаются на позицию ВС РФ, выраженную в Определе- нии от 12.10.2016 № 306-ЭС16-3611 по делу № А57-16992/2015. Однако есть доводы, позволяющие обосновать неотносимость позиции ВС РФ к делам по долгу из факторинга.
|
Буквально положения п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве не предъявляют каких-либо требований к существу или виду правоотношения, лежащего в основе требования к должнику: законодатель прямо указывает лишь на то, что заявитель должен являться кредитной организацией.
|
Режим п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве, бесспорно распространяющийся на кредитные отношения, подлежит распространению на факторинг ввиду схожести существа правоотношений.
|