Заключение кредитной сделки лицом без надлежащих полномочий
Размещено на сайте 05.07.2013
В статье рассмотрены ситуации, возникающие в практике банковского кредитования, когда отсутствуют либо превышены полномочия руководителя юридического лица (контрагента банка) на заключение сделок (кредит, поручительство, залог, договор банковского счета и др.). В последнее время складывается судебная практика, которая защищает интересы банка по указанной категории дел даже в тех спорах, которые раньше разрешались не в пользу кредитной организации.
Ю.В. Севастьянова, ОАО КБ «РусЮгбанк», начальник сектора по работе с просроченной задолженностью, к.ю.н.
Приводятся извлечения из статьи.
Полную версию материала читайте в журнале.
Подписаться
В случае недостаточности и превышения полномочий лица, заключившего кредитную сделку со стороны заемщика, законодатель и правоприменительные органы в подавляющем большинстве ситуаций становятся на защиту банка, если он является добросовестной стороной сделки.
|
Действуя с должной осмотрительностью и осторожностью при выборе делового партнера, банк всегда осуществляет процедуры проверки контрагента.
|
До недавнего времени в случае фальсификации подписи руководителя организации-контрагента кредитная организация не могла считаться добросовестной, поскольку подписание сделки должно было происходить при условии проверки полномочий сторон.
|
В практике кредитования встречаются ситуации, когда существует неопределенность относительно полномочий единоличного исполнительного органа на заключение кредитной сделки.
|
На локальном уровне участники (акционеры) хозяйственного общества могут решить проблему неопределенности полномочий, если пропишут в уставе общества положение о том, что до избрания нового руководителя полномочия прежнего сохраняются.
|
ВАС РФ подтвердил правомерность позиции, согласно которой истечение срока полномочий лица, являющегося единоличным исполнительным органом (при условии отсутствия решения о прекращении его полномочий и (или) назначении нового руководителя), не свидетельствует о том, что такие полномочия автоматически прекращаются.
|
ФАС Московского округа пришел к выводу, что нахождение руководителя в очередном отпуске не прерывает его трудовые отношения с организацией, а заключенные им сделки в этот период не должны признаваться недействительными по указанному основанию.
|
Если банк не знал и не должен был знать о недобросовестных действиях заемщика (например, в случае подделки протоколов об одобрении крупных сделок и сделок с заинтересованностью), он вправе рассчитывать на защиту своих интересов судом.
|
Добросовестность потенциальных заемщиков, поручителей, залогодателей и достоверность представляемых ими документов предполагаются, следовательно, риск недобросовестности действий контрагента должна нести не кредитная организация, а виновное лицо.
|
Сложно квалифицировать сделку в качестве крупной в том случае, если организация находится на упрощенной системе налогообложения. В этой ситуации важным является правило, согласно которому крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.
|
Вопрос о том, в каком случае заключение кредитного договора относится к обычной хозяйственной деятельности заемщика, остается открытым, если кредитование им осуществляется не на систематической основе.
|
ВАС РФ пояснил, что к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, могут относиться сделки по получению кредитов для оплаты текущих операций.
|