Риск дефолта финансовых сторон в синдицированном кредитовании
Размещено на сайте 24.09.2010
Традиционно разработчики синдицированной кредитной документации исходили из того, что все риски неисполнения обязательств по кредиту связаны с личностью заемщика. Надлежащее исполнение обязательств кредиторами подразумевалось как очевидная данность, которая не нуждается в особом регулировании. Однако мировой финансовый кризис, который продемонстрировал, что даже ведущие мировые финансовые институты могут оказаться неспособными исполнять свои обязательства по кредитным договорам, заставил задуматься об иных аспектах отношений между заемщиками и кредиторами.
А.Л. Заливако, международная юридическая фирма «Герберт Смит СНГ ЛЛП»
Приводятся извлечения из статьи.
Полную версию материала читайте в журнале.
Подписаться
Мировой финансовый кризис заставил задуматься о новых аспектах кредитной документации, связанной с рисками неисполнения кредиторами их обязательств.
|
Банкротство кредитора или агента по кредиту создает значительные трудности для иных сторон по кредитному договору. Стандартная документация LMA не предусматривала механизмов исключения таких лиц из участия в кредите.
|
Понятие кредитора (агента) в дефолте является ключевым элементом предложенных LMA решений. Именно с этим понятием связан запуск новых механизмов, регулирующих правоотношения сторон по синдицированным кредитным договорам.
|
Предложенные LMA изменения хотя и отражают определенный консенсус банковского сообщества в отношении необходимости учета рисков дефолта кредиторов, все-таки еще не вполне отражают устоявшуюся рыночную практику.
|
Выводы Банкротство в октябре 2008 г. Lehman Brothers, одного из старейших инвестиционных банков мира, и те проблемы, с которыми столкнулись как заемщики, так и кредиторы в рамках кредитных договоров, по которым Lehman Brothers выступал в качестве кредитора или агента по кредиту, со всей очевидностью продемонстрировало необходимость реформирования традиционного подхода к оценке рисков в рамках кредитной документации. Предложенные LMA формулировки уже нашли широкое применение в кредитных договорах, которые стороны заключают в посткризисный период. Таким образом, представляется возможным говорить о том, что банковское сообщество принципиально согласилось с необходимостью учета в кредитных договорах рисков, которые могут возникнуть в связи с неисполнением финансовыми институтами их обязательств. Следует, однако, отметить, что рассматриваемые в настоящей статье изменения в модельные формы LMA по финансированию заемщиков с инвестиционным рейтингом были разработаны LMA без консультации с Ассоциацией корпоративных казначеев (Association of Corporate Treasurers), которая представляет интересы заемщиков в процессе согласования модельных форм синдицированных кредитов. Наконец, хотя LMA и выражает интересы финансовых институтов, некоторые ведущие банки отказываются следовать предложенным изменениям, мотивируя свою позицию либо принципиальным несогласием, либо невозможностью их практической имплементации на уровне администрирования кредитов. Таким образом, на настоящий момент представляется преждевременным говорить о том, что предложенные LMA формулировки отражают устоявшуюся рыночную практику. Их следует скорее рассматривать в качестве отправной точки переговоров, на пересмотре которой могут настаивать в зависимости от расстановки сил как заемщики, так и кредиторы.
|