Проверка документов по аккредитиву: парадоксы и противоречияРазмещено на сайте 10.12.2010 Современная практика расчетов по документарным аккредитивам — источник противоречий и парадоксов, требующих своего решения применительно к каждой конкретной операции. Автор делится своими размышлениями о непростых и зачастую противоречивых особенностях и последствиях решений, принимаемых банками по результатам проверки документов, представляемых в соответствии с условиями аккредитива. Г.К. Кобахидзе, ВТБ Банк (Франция), Париж Приводятся извлечения из статьи.
Полную версию материала читайте в журнале. Подписаться
Дилемма «должны — могут»: банки, принявшие на себя платежное обязательство по аккредитиву, должны проверить представленные документы и, если они установят, что представление не является соответствующим условиям аккредитива, могут отказаться от выполнения данного обязательства.
|
Аккредитив представляет собой твердое обязательство банка-эмитента, независимое от договора, на котором он основан. В то же время банк-эмитент не может не действовать в интересах своего клиента — приказодателя аккредитива.
|
Опросы коммерческих банков, проводимые Международной торговой палатой, свидетельствуют о том, что около 70% всех документов по аккредитивам в момент их первого представления отклоняется банками в связи с наличием нарушений.
|
Формализм документов, требуемых к представлению по аккредитивам, в международной торговле в большинстве регулируется правилами делового оборота, в то время как требования к оформлению тратты закреплены законодательно.
|
Автор не ставил своей целью дать решения и рецепты для предложенных ситуаций. Каждая операция индивидуальна, как индивидуально и решение, принимаемое в каждом отдельном случае банком, обязанным платить по аккредитиву. По всей вероятности, таких решений не существует вовсе. Очевидно, что документарный аккредитив, созданный почти двести лет назад, не может ответить всем современным требованиям, предъявляемым коммерческими партнерами к механизму расчетов. В то же время, пожалуй, он продолжает оставаться для экспортера самой надежной гарантией платежа, а для импортера — самым доступным способом контроля за выполнением экспортером контрактных требований. Немаловажная роль в этом принадлежит и Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов, заслуженно считающимся самым авторитетным и весомым документом, регулирующим международные расчеты с участием банков. Что касается документов, и прежде всего транспортных, то их виды, современные способы изготовления и передачи определяет практика. Когда?то было высказано предположение, что к концу 70?х гг. ХХ в. в расчетах по международной торговле найдут применение следующие формы: «а) платеж, не связанный с поставкой, против простой расписки; б) платеж, связанный с поставкой, совершаемый против оборотного товарораспорядительного документа, который будет выписываться, как предполагается, совместно банком и перевозчиком, то есть опять?таки против расписки, но связывающей платеж с поставкой товара»1. Но если переводы с обеспечением в форме гарантии или аккредитива стэндбай (то есть, на самом деле, против расписки) получили широкое распространение, то замена коносаменту и накладной пока не найдена. Последнее обстоятельство, несмотря даже на постепенное внедрение в практику электронных коносаментов, является стимулом продолжающихся поисков как модели оборотного транспортного документа, отвечающего интересам и требованиям современной международной торговли, так и приближенного к документарному аккредитиву или альтернативного механизма расчетов, который позволил бы в той же степени, что и классический документарный аккредитив, соединить банковскую гарантию платежа с противоположными экономическими интересами экспортеров и импортеров. А пока эти поиски продолжаются, современная практика расчетов по документарным аккредитивам будет оставаться источником противоречий и парадоксов, требующих своего решения применительно к каждой конкретной операции.
|
|
|
|