Ипотечный развод
Размещено на сайте 11.11.2013
Кредитные организации в последние годы все чаще стали сталкиваться с вопросами раздела супругами недвижимого имущества, приобретенного в браке с помощью средств ипотечного кредита и являющегося предметом ипотеки, а также раздела солидарных обязательств супругов по кредитным договорам. Как защитить права банка как залогодержателя такого имущества и кредитора по кредитному обязательству? Как происходит раздел солидарного долга супругов и насколько суды учитывают интересы банков и их правовую позицию?
Л.А. Дружкова, ЗАО «КБ ДельтаКредит», юридический департамент, старший юрисконсульт
Приводятся извлечения из статьи.
Полную версию материала читайте в журнале.
Подписаться
Несмотря на то что в России не прецедентное право, единообразие в толковании и применении судами норм права поддерживается высшими судебными органами.
|
Вторгаясь в договорную сферу отношений, суды ставят банки в положение заложника на арене семейного конфликта, когда банки получают условия договора, ущемляющие их интересы как кредитора.
|
Супруг, единолично полностью исполнивший солидарную обязанность супругов, вправе требовать от другого супруга (в том числе в судебном порядке) возврата половины исполненного им по кредитному договору.
|
В стремлении к правосудию российские граждане апеллируют к Конституционному суду РФ с жалобами о признании нормы права неконституционной, что в рассматриваемой ситуации не является правомерным.
|
Наиболее цивилизованным способом оформления брачно-имущественных отношений во всем мире является заключение брачного договора. Заключение брачных договоров в России также становится обычной практикой.
|
В случае раздела заложенного имущества в суде требование о разделе ипотечного обязательства по частям на каждого супруга, в сущности, представляет собой требование о таком изменении условий договора с банком, при котором ответственность должника превращается из солидарной в долевую. Удовлетворение судом подобных требований приводит не только к нарушению интересов банка как кредитора (так как ранее платежеспособность супруга должника, который не являлся стороной договора, им не проверялась), но и к нарушению положений гражданского законодательства об обязательствах. Тем не менее несовершенство семейного законодательства и отсутствие соответствующих норм в гражданском законодательстве, регулирующих перемену лиц в кредитных обязательствах в связи с разделом совместно нажитого «обремененного» правами третьих лиц имущества, на практике приводит, например, к следующим результатам. При невозможности для бывших супругов достичь соглашения о порядке погашения задолженности по ипотечному кредиту один из супругов (обычно его именуют основной заемщик) продолжает погашать сумму кредита и начисляемые на эту сумму проценты (это при том, что недвижимое имущество уже поделено между супругами в равных долях) и с определенной периодичностью взыскивает с бывшей своей «второй половины» в судебном порядке половину уплаченных им банку денежных сумм. Считаем, что разъяснений Верховного суда РФ таких ситуаций недостаточно для того, чтобы удовлетворить интересы как банков, так и бывших супругов. Указанная проблема требует вмешательства законодателя в реформирование положений как гражданского, так и семейного права.
|
1. При разделе совместно нажитого имущества супругов в судебном порядке все чаще возникает вопрос раздела солидарного обязательства супругов по возврату кредита, полученного в период брака для приобретения недвижимого имущества. 2. Солидарность обязательства супругов по возврату кредита установлена соответствующими закону условиями договора, в связи с чем основания для раздела солидарного долга при разделе совместно нажитого имущества в связи с разводом супругов отсутствуют. 3. Судебная практика по вопросу раздела солидарных обязательств супругов неоднородна. Существует практическая необходимость в разъяснении судебной практики Верховным судом РФ. 4. В случае раздела совместно нажитого имущества путем достижения соглашения между супругами данное соглашение может быть оформлено как в форме брачного договора, так и в форме соглашения о разделе общего имущества. В силу наличия в семейном законодательстве коллизии относительно формы подлежащего заключению в таком случае соглашения рекомендуется осуществлять нотариальное удостоверение заключаемого супругами договора.
|