Издания и мероприятия для банковских специалистов:
 
Методический журнал
Юридическая работа в кредитной организации
Описание изданияСвежий номер Архив Приобрести/Подписаться
Выходит один раз в квартал.
Объем 112 с. Формат А4.
Издается с 2005 г.
 
 

Правовые риски при выпуске банками контргарантии

Размещено на сайте 18.07.2013
С одной стороны, независимость банковской гарантии подразумевает ее независимость от основного обязательства, в силу которого она выдана (даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство). С другой — гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его основного обязательства перед бенефициаром. Какими признаками обладает банковская гарантия по российскому законодательству? Какие правовые риски сопровождают процесс выпуска банками контргарантии?
 
Д.Г. Алексеева, ООО КБ «Альба Альянс», руководитель службы внутреннего контроля, д.ю.н.
 
 
Приводятся извлечения из статьи. Полную версию материала читайте в журнале. Подписаться
 
 
Контргарантия (или «непрямая гарантия») позволяет удовлетворить интересы принципала в тех случаях, когда банк-гарант по каким-то причинам не может выпустить гарантию или бенефициар по каким-то причинам ее не примет.
Контргарантия не зависит ни от гарантии, ни от основной сделки, ни от заявления или любой другой контргарантии, к которой она относится, а контргарант никак не связан и не ограничивается такими сделками.
В настоящее время выявляется положительная тенденция отказа от принципа обеспеченности банковской гарантии, что позволяет устранить противоречия с принципом независимости банковской гарантии и стабилизировать арбитражную практику.
Несоблюдение простой письменной формы банковской гарантии не влечет ее недействительности. Так, требования о письменной форме банковской гарантии считаются соблюденными, если гарантия выдана в электронной форме с использованием системы SWIFT.
Выпуск контргарантий, как и большинства других документарных обязательств, регулируемых исключительно правилами, выработанными международной банковской практикой, может быть связан для российских банков с определенными правовыми рисками. Данные риски обусловлены, с одной стороны, отсутствием правового закрепления в российском праве указанных инструментов, а с другой стороны, тем, что российские суды зачастую слишком широко применяют к непоименованным в ГК РФ способам обеспечения исполнения обязательств положения о недействительности сделок.
В случае признания судом контргарантии недействительной сделкой банк-контргарант может потерять право регрессного требования к принципалу, если по контргарантии денежные средства были выплачены. Кроме того, в такой ситуации принципал вправе будет требовать возврата комиссии, уплаченной за выдачу контргарантии.
Для банка-гаранта, помимо признания контргарантии недействительной, дополнительным риском может являться то обстоятельство, что между ним и принципалом отсутствует соглашение о выдаче банковской гарантии, которое согласно нормам ГК РФ призвано регулировать право регрессного требования денежных средств, выплаченных по гарантии. А отсутствие такого права может повлечь и невозможность истребования денежных средств по контргарантии, которая, как любая банковская гарантия, может обеспечивать только существующие обязательства.
Для минимизации обозначенных рисков российские банки, участвующие в подобных правоотношениях, зачастую разрабатывают дополнительные документы или формулировки, включаемые в текст контргарантий для адаптации данного продукта к требованиям российского законодательства.
Безусловно, тот факт, что в отношениях, связанных с выпуском контргарантий, участвуют банки, для которых не последнее место занимает репутация на рынке финансовых услуг, также существенно снижает риск оспаривания контргарантий.
 
 
 
 
Другие проекты ИД «Регламент»