Издания и мероприятия для банковских специалистов:
 
Методический журнал
Юридическая работа в кредитной организации
Описание изданияСвежий номер Архив Приобрести/Подписаться
Выходит один раз в квартал.
Объем 112 с. Формат А4.
Издается с 2005 г.
 
 
 

Корпоративное коллекторство для банковских юристов в посткризисной ситуации

Размещено на сайте 07.02.2011
В статье обращено внимание на слабость использования в посткризисный период стандартного юридического инструментария и связанную с этим необходимость изменения методологических подходов к эффективному взысканию денежных средств с должника. Предложено применять технологии комплексного системного информационного сопровождения решения долговых проблем — «корпоративное коллекторство».
 
Д.Ю. ЖДАНУХИН, Центр развития коллекторства, генеральный директор, Bank Management Group (BMG), директор по корпоративным взысканиям, к.ю.н.

Понятие и принципы корпоративного коллекторства

Современная посткризисная ситуация особо настойчиво заставляет юристов кредитных организаций задуматься об эффективности используемых ими методов и границе компетенций, поскольку многие банковские юристы, связанные с решением долговых проблем корпоративных заемщиков, выявили в ходе их правоприменительной деятельности ограниченность использования стандартного юридического инструментария.

Пример 1

Крупный банк длительное время кредитовал автодилера в одном из регионов России. Кредиты оформлялись на различные организации, связанные с одним бенефициаром, и их объем составил около 150 млн руб.

С наступлением кризиса владелец бизнеса по продаже автомобилей, вместо обсуждения возможностей разрешения ситуации, начал вывод активов и сопротивление взысканию. Самим должником было подано заявление о банкротстве, и банк осознал, что в рамках этого банкротства он сможет лишь обратить взыскание на заложенное недвижимое имущество, стоимость которого покроет не больше четверти суммы долга. Основные активы, а именно автомобили, были перепроданы через цепочку подставных организаций. Договор с производителем автомобилей был перезаключен на новую компанию, через которую ведется бизнес. Такая ситуация, когда банкротство даст возможность получить только малую часть от суммы задолженности, привлечение лиц, использующих схемы противодействия взысканию, к уголовной или субсидиарной ответственности весьма маловероятно и растянуто во времени, достаточно типична.

Что же делать юристу в описанном положении?

Существуют два основных варианта действия: использовать стандартные схемы взыскания и уповать на несовершенство действующего законодательства и разноплановой правоприменительной практики либо же осуществлять поиск новых технологий.

Отметим, что из-за тщетности использования стандартной схемы «претензия — иск — исполнительное производство с жалобами на приставов» или участия в банкротстве должника работодатель часто не мотивирует юристов к работе на результат и поиску новых возможностей. Получается замкнутый круг: юристы не дают результата в виде реального взыскания денежных средств или хотя бы получения проблемного актива (если только он не был заложен), а руководство кредитной организации не рассчитывает на их помощь, а значит, не думает об изменении системы оплаты в части привязки дохода к результату.

Разорвать этот порочный круг, по нашему мнению, может использование банковскими юристами, вовлеченными во взыскание задолженности организаций, технологий комплексного системного информационного сопровождения решения долговых проблем, которые получили название «корпоративное коллекторство».

Принципами корпоративного коллекторства являются:

— комплексность;

— системность;

— формализованность.

Комплексность означает, что при обращении взыскания используются не только юридические технологии (связанные преимущественно с принудительным решением долговой проблемы), но также различные способы мотивации должника к компромиссному разрешению ситуации либо же правоохранительных органов к наиболее эффективной деятельности.

Указанные способы мотивации имеют информационную природу и часто называются PR-сопровождением взыскания. Отметим при этом, что PR в рассматриваемом случае — это необязательно публичное распространение информации. Точечное информирование, например письмо в Ассоциацию строителей России с предложением рассмотреть вопрос об исключении строительной компании, парализующей взыскание за счет коррупционного воздействия на приставов, тоже является информационным воздействием и охватывается термином PR. Кроме юридической и информационной (PR) составляющей в рамках корпоративного коллекторства важны психологические и управленческие моменты.

Системность корпоративного коллекторства проявляется в обязательном учете взаимосвязей должника и иных лиц, на которых осуществляется воздействие. В целях организации взыскания анализируются системы в поисках «ключевых точек», то есть лиц, информирования которых о долговой проблеме должник хотел бы избежать, поскольку они могут прореагировать негативным для него образом: отказаться от заключения контракта, изменить кредитную политику и т.д.

Системностью отличается и воздействие на ключевые точки, а именно: разрабатывается комплекс мероприятий по воздействию на должника, позволяющих задействовать различные способы взыскания в случае, если не сработает один из вариантов взыскания (например, если тендерный комитет, получив информацию о наличии долговых проблем у одной из компаний бизнесмена, между тем не исключает его как участника тендера, — целесообразно направить обращение в контрольно-ревизионное управление или Счетную палату, которые призваны контролировать обоснованность и надежность заключаемых контрактов).

Формализованность проявляется в разработке и применении стандартных бланков документов и алгоритмов действий.

В данной связи возможно провести аналогию с разработкой и утверждением форм юридических претензий, исковых заявлений и т.д. Стоит отметить, что бланки и алгоритмы взаимосвязаны, то есть действенность уведомления о PR-сопровождении взыскания обеспечивается алгоритмом поиска «ключевой точки», которая указывается в нем.

Именно по появлению новых бланков в арсенале банковского юриста можно судить о внедрении технологий корпоративного коллекторства. Можно сказать, что формализованность корпоративного коллекторства дает возможность рассматривать его как своего рода новый процесс, хоть и менее регламентированный, чем гражданский или уголовный. Отдельно отметим, что формализованность позволяет в перспективе создать соответствующую IT-оболочку, которая будет помогать применению данных технологий.

Схема компетенций для использования корпоративного коллекторства

Чтобы понять, какое место юристы могут занять в процессе применения технологий корпоративного коллекторства, необходимо проанализировать компетенции, наиболее актуальные в рамках такого подхода к решению долговых проблем.

В самом общем виде схема компетенций для использования корпоративного коллекторства изображена на рисунке.

Носителями перечисленных компетенций могут быть один сотрудник, специальные подотделы или независимые организации, находящиеся «на аутсорсинге».

Центральное место компетенции «коллектор» обусловлено:

— комплексностью корпоративного коллекторства;

— использованием не только юридического, но и иного инструментария;

— нацеленностью на конечный результат, то есть получение денежных средств или контроля над активом.

Коллекторская компетенция отражается прежде всего в составлении программы взыскания.

Можно сказать, что остальные компетенции выполняют по отношению к коллекторской подчиненную роль, но без них невозможно было бы проведение взыскания.

Стоит отметить, что вполне возможно совмещение коллекторской, юридической и PR-компетенции. Такой вывод можно сделать на основе исследования коллекторских агентств, специализирующихся на корпоративном коллекторстве (Центр развития коллекторства, Независимое долговое агентство, Центр ЮСБ и др.). Этими организациями в настоящее время руководят юристы по образованию, хотя отдельные сотрудники, которые проводят взыскание, и не являются юристами.

Возможность освоения юристами коллекторской компетенции обусловлена следующими моментами:

1) имеется понимание и возможность анализа юридических границ;

2) развито системное мышление;

3) присутствуют навыки работы с текстами.

В настоящее время уже есть примеры, когда в крупных банках именно юристы контролируют оказание независимыми агентствами услуг по взысканию корпоративных долгов. Естественно, такая ситуация требует наличия коллекторской компетенции, чтобы оценить реальность и эффективность предлагаемой программы взыскания и т.д.

В случае, если юристы не будут играть ключевой роли при внедрении в кредитной организации технологий корпоративного коллекторства, они могут оказать существенное влияние, так как проводят экспертизу методов, применяемых сотрудниками других отделов.

При этом от юристов требуется определенная гибкость и готовность выходить за пределы стандартных штампов. Например, угроза распространения соответствующих действительности сведений (которые могут затруднить бизнес недобросовестного должника) может из-за чрезмерной осторожности юристов трактоваться как шантаж, несмотря на отсутствие реальной угрозы причинения вреда законным интересам должника. К сожалению, иногда в банках юристы тормозят освоение новых методик информационного воздействия на должников, так как, не будучи заинтересованными в повышении эффективности коллекторской деятельности, чрезмерно «осторожничают» в части одобрения инициатив сотрудников подразделений по работе с проблемными активами.

Необходимо понимать, что сама деятельность по решению наиболее крупных долговых проблем должна рассматриваться в достаточно широком контексте, в рамки которого (кроме взыскания денежных средств или получения контроля над активом, передаваемым в счет погашения долга) входят:

— управление данным активом («упаковка» в ЗПИФН или передача аффилированным организациям, девелопмент, коммерческая и техническая эксплуатация и т.д.);

— возможная продажа актива в посткризисных условиях.

Юристы-коллекторы должны учитывать особенности этих этапов работы с проблемным активом.

Варианты использования банковскими юристами технологий корпоративного коллекторства

Анализ успешных практик показывает, что существуют два варианта использования банковскими юристами технологий корпоративного коллекторства.

В первом варианте эти технологии выступают основным средством взыскания, то есть должник с помощью описания и демонстрации возможности системного распространения информации о долговой проблеме и ее последствиях мотивируется к погашению долга путем передачи денежных средств или актива.

Технологии корпоративного коллекторства в данном случае играют роль инструмента, повышающего эффективность претензионного порядка разрешения споров. К сожалению, такой вариант использования корпоративного коллекторства эффективен преимущественно в ситуациях, когда для погашения долга связанные с организацией-должником лица должны передать банку только часть имеющихся у них активов. Эта часть активов может быть достаточно большой, если правильное распространение информации может помешать продаже бизнеса должника. Такая ситуация складывалась при работе с крупными долгами некоторых сотовых ритейлеров.

Второй вариант — это использование технологий корпоративного коллекторства для обеспечения эффективности юридических процессов: исполнительного производства, уголовного преследования и т.д.

В отличие от первого варианта информационное воздействие применяется не к лицам, контролирующим организацию-должника, а к сотрудникам правоохранительных органов.

Рассмотрим более подробно именно этот вариант применения методик корпоративного коллекторства, который может быть назван комплексным сопровождением юридической деятельности.

Сразу отметим, что причины неэффективной работы правоохранительных органов могут быть очень различными: отсутствие правоприменительной практики и ее квалифицированного обобщения, коррупционное противодействие оппонентов и т.д. Комплексное сопровождение помогает преодолеть не только нежелание работать эффективно, но и недостаток квалификации.

Комплексное сопровождение правоприменительного процесса включает в себя прежде всего:

— информационное (PR) сопровождение;

— научно-консультационную поддержку;

— общественную поддержку.

Информационное (PR) сопровождение деятельности правоохранительных органов по применению положений действующего законодательства позволяет сделать достоянием широкой общественности не только преднамеренные или случайные ошибки в работе, но и эффективную деятельность по взысканию задолженности.

При этом важна сама возможность точечного или массового распространения информации о ходе правоприменительной деятельности, поскольку в реальность такой деятельности начинают верить только после появления первых сообщений в СМИ.

Эффективность информационного (PR) сопровождения с течением времени возрастает, так как государственные и муниципальные органы все больше обращают внимание на свою «представленность» в СМИ, что проявляется в обязательном учете сообщений «четвертой власти» и оценке их характера.

Эффективное PR-сопровождение юридических процессов базируется:

— на учете системы правоохранительных органов (при этом необходимо понимать, на каком уровне имеются пресс-службы и кому целесообразно адресовать уведомление о начале PR-сопровождения);

— уведомлении пресс-службы правоприменителей и демонстрации возможных публикаций для сдерживания негативного развития событий (подобное уведомление целесообразно разработать как типовой бланк, используемый по мере необходимости);

— ведении аудиопротоколов судебных заседаний (в частности, специальная технология ведения аудиопротоколирования разработана МОО «Справедливость»);

— уведомлениях о проведении специальных мероприятий (пресс-конференций, круглых столов и т.д.).

Информационное (PR) сопровождение должно быть системным, то есть не исчерпываться единичным уведомлением и (или) публикацией, а последовательно раскрывать цепь событий посредством направления серии уведомлений и (или) публикаций.

При этом, если использовать для целей направления подобных уведомлений типовые бланки и возможности интернет-изданий, — информационное сопровождение будет малозатратным либо вообще безбюджетным. Следует отметить, что в настоящее время на профессиональном оказании услуг по юридическому PR уже профессионально специализируются несколько компаний (например, Центр правовых коммуникаций Publex1).

Наиболее простым примером информационного (PR) сопровождения является работа по «преодолению затягивания» исполнительного производства в одном из регионов страны.

Пример 2

Взыскатель отправил уведомление о начале информационного (PR) сопровождения исполнительного производства в адрес судебного пристава, а также руководителям соответствующих отдела и управления ФССП (уровень субъекта Федерации задействован в связи с наличием именно на этом уровне отдельной пресс-службы). В результате подобного информационного воздействия в адрес взыскателя незамедлительно были направлены мобильные телефоны судебных приставов, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме, и дело было взято на особый контроль. В результате исполнительное производство стало проводиться более эффективно, хотя никаких реальных публикаций и не потребовалось.

Отдельно следует отметить, что некоторые взыскатели (включая кредитные организации) могут организовывать собственные или совместные с госорганами (приставами, милицией и т.д.) PR-кампании для улучшения платежной дисциплины должников и формирования имиджа «жестких взыскателей».

Научно-консультационная поддержка может проявляться в различных вариантах, из которых наиболее удобный — научно-консультационное заключение преподавателя известного вуза по конкретной ситуации.

Другие варианты — заключение с развернутым толкованием законодательства применительно к какой-либо проблеме, но без анализа обстоятельств конкретной ситуации, проведение консультаций или обучения.

Научно-консультационное сопровождение может выполнять роль:

— рекомендации правоприменителю (мнение специалиста, которое, например, в уголовном процессе выполняет роль «иного доказательства»);

— «мины» в ангажированном или просто неквалифицированно ведущемся процессе, которая «сработает» при обжаловании решения на более высоком уровне судебной иерархии.

Естественно, сотрудники правоохранительных органов и судьи не обязаны следовать рекомендациям, изложенным в заключениях, но вполне могут это сделать, если информация поможет им эффективно работать.

Обратиться за научно-консультационным заключением можно непосредственно к известному специалисту или в авторитетную организацию, например Институт частного права (г. Екатеринбург). Найти подходящего эксперта можно по публикациям или рекомендациям.

Научно-консультационная поддержка может стать одним из этапов информационного (PR) сопровождения.

Пример 3

В рамках «круглого стола», проводившегося в мае 2009 г. по теме «Долги в текстильной отрасли: проблема альянса “Русский текстиль”» известный эксперт в области экономических преступлений, доктор юридических наук, профессор П.А. Скобликов озвучил свое мнение о возможной квалификации действий по отчуждению долей в региональных дистрибьюторских компаниях альянса «Русский текстиль».

Общественная поддержка может являться частью информационного (PR) сопровождения правоприменительной деятельности и проявляется в том, что позицию кредитора в той или иной сложной ситуации поддерживает какая-либо общественная организация или известный общественный, политический деятель. Одним из специально организованных, можно сказать, инфраструктурных примеров такой поддержки кредиторов может стать работа Московского городского отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», связанная с реестром должников. Включение организаций-должников в этот реестр четко описано в специальном регламенте и осуществляется с помощью комиссии.

Опробованными на практике вариантами общественной поддержки правоприменительных процессов являются проведение опросов объединений экспертов или просто широких аудиторий, организация специальных мероприятий (пример: пресс-конференция «Долги и коррупция» (март 2009 г.)) или создание «тематических» общественных организаций.

Планируя комплексное сопровождение юридических процессов в рамках защиты прав кредиторов, рекомендуется заблаговременно смоделировать реакцию правоохранительных и судебных органов на действия взыскания.

Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

— насколько велика вероятность, что в результате реализации программы мероприятий будут приняты необходимые решения;

— актуален ли профилактический (создание имиджа «жесткого взыскателя») или маркетинговый эффект от информационного (PR) сопровождения.

Если ответы на первый и (или) второй вопрос положительны, то комплексное сопровождение является актуальным.

Таким образом, корпоративное коллекторство в виде комплексного сопровождения юридической деятельности или самостоятельного инструмента решения долговых проблем может стать основой для повышения эффективности работы юристов кредитных организаций, которые отвечают за взыскание долгов.


1 - http://www.publex.ru

 
 
 
 
Другие проекты ИД «Регламент»